Коралловые рифы приспособились к потеплению океана

1. Климат
Ученые бьют тревогу: из-за повышающейся температуры воды в океане гибнут коралловые рифы. Недавнее исследование ученых из Стэнфордского университета показало, что ситуация может быть не так катастрофична, как ранее казалось биологам. Выяснилось, что некоторые кораллы способны вполне успешно адаптироваться к изменению температуры.
В статье, опубликованной в журнале Science, руководитель научно-исследовательской группы, морской биолог профессор Стив Палумби, отмечает, что некоторые виды кораллов умеют приспосабливаться к изменению среды обитания, изменяя работу своей внутренней системы таким образом, чтобы выдерживать более горячую воду. При этом, по словам автора статьи, адаптация идет в 50 раз быстрее скорости эволюционных изменений.

Кораллы. © Richard Whitcombe | Shutterstock
Как поясняет профессор, температура коралловых рифов — величина переменная, поэтому сам факт их способности реагировать на изменение температуры окружающей среды не удивляет. Однако скорость этой адаптации позволяет предположить, что данная особенность поможет кораллам выжить по мере потепления океанов.
Предметом исследования профессора Палумби и его коллег стали коралловые рифы у побережья американского Самоа, где температура воды в неглубокой приливной лагуне может достигать 35° С. Большинство кораллов при такой температуре вымерли бы, однако кораллы в лагуне Самоа, наоборот, процветают.

Такая красота переживет глобальное потепление. © Fiona Ayerst | Shutterstock
«Тот факт, что они до сих пор там, означает, что они уже приспособились, — отмечает Стив Палумби в интервью порталу LiveScience. — Вопрос в том, как они это сделали, и способны ли все остальные кораллы на это».
Чтобы получить ответы на эти вопросы, исследователи перемещали колонии кораллов из теплого бассейна в расположенный рядом бассейн с прохладной водой и наоборот. Они обнаружили, что со временем кораллы из бассейна с более холодной водой научились лучше переносить вынужденное потепление.
Хотя первое время они реагировали на горячую воду хуже тех кораллов, что лежали в теплой воде изначально, они быстро приобрели аналогичную переносимость тепла. В процессе естественной эволюции на это должны были бы уйти десятилетия, однако ход эксперимента показал, что приспосбление происходит намного быстрее. Как и у людей, у кораллов есть специальные адаптивные гены, которые включаются и выключаются по мере изменения внешних условий. Как выявило исследование, это переключение может происходить очень быстро — в течение жизни одного коралла.