Стекло, разбросанное в пустыне Атакама, может быть связано с кометой

1. Наука и космос

В чилийской пустыне Атакама есть коридор протяженностью 75 километров, где разбросаны скрученные фрагменты черного и зеленого стекла, происхождение которого долгое время оставалось загадкой.

© P.H. SCHULTZ/BROWN UNIV.

Ученые проанализировали частицы космической пыли в стекле и пришли к выводу, что стекло, вероятно, образовалось в результате взрыва кометы или ее остатков над пустыней много лет назад.

Атакама — самая сухая пустыня в мире и, в отличие от влажных мест, может лучше хранить следы древних столкновений, и еще она полна песка — при нагревании до высокой температуры песок превращается в стекло.

Почти все природное стекло на Земле образовано под воздействием тепла от вулканической активности. Но ближайший к пустыне Атакама вулкан находится на расстоянии в несколько километров. Вариант пожара тоже маловероятен — в регионе недостаточно травы, и, как определили ученые, стекло образовалось при температуре выше 1700 °C, что намного жарче травяных пожаров. Это указывает на другой тип нагрева, характерный для воздушного взрыва.

В составе стекла были обнаружены соединения, которые ранее находили в образцах комет, но почти ни разу — в астероидах. Единственный вариант проникновения такой пыли в стекло — это если комета взорвалась в небе в момент его образования.

Воздушный взрыв также может объяснить, почему стекло выглядит скрученным. «Эти стекла разбрасывали вокруг и катили. По факту, замешивали как тесто», — говорит Питер Шульц, планетный геолог из Университета Брауна. Как и в случае с Тунгусским метеоритом, когда ветер от взрыва повалил деревья, сильный ветер от взрыва кометы катил стекло по земле.

По результатам радиоуглеродного датирования древних растений в почве, вступавших в прямой контакт со стеклом, столкновение кометы с Землей произошло 12 000 лет назад.

Исследование опубликовано в Geology.

Больше интересного — «ВКонтакте». Подписывайтесь!