На ночной стороне Венеры обнаружили аномальное тепло

Международная группа ученых при составлении температурной карты верхней атмосферы ночной стороны планеты обнаружила теплый слой.
2b6aab9c.jpg

Венера в естественном цвете. © NASA
Как пояснил Денис Беляев из Московского физико-технического института и Института космических исследований РАН, замеры температуры были сделаны на высоте от 90 до 140 км. На высоте 90–100 км был обнаружен температурный максимум, что не согласовывается с тенденцией температуры на ночной стороне планеты падать с понижением высоты. Атмосфера в этом диапазоне оказалась на 20–40 градусов выше ожидаемой. Ученые пока не могут сказать, в чем причина такого повышения, однако им известно, что в этом диапазоне высот находится озоновый слой — возможно, повышение температуры вызвано химическими реакциями между озоном и хлорсодержащими соединениями. Чтобы проследить вероятность такой связи, ученые проведут корреляционный анализ.
f1f1c9d7.jpg

Фото поверхности планеты, полученные советскими аппаратами «Венера-9» и «Венера-10». © USSR/NASA National Space Science Data Center
Данные для исследования были получены в июне 2006 года — феврале 2013 года спектрометром SPICAV (Spectroscopy for the Investigation of the Characteristics of the Atmosphere of Venus) европейского зонда Venus Express. Зонд вывели из эксплуатации еще в феврале этого года, но ученые всего мира до сих пор анализируют собранные данные. Данные о температуре были получены при помощи метода покрытия, основанного на краевых эффектах при заслонении планетой яркой звезды — с помощью спектрометра анализировалась ультрафиолетовая компонента света, который исходил от звезды в начале и в конце покрытия, проходя сквозь атмосферу.