На Марсе ожидается глобальная пыльная буря

Специалисты НАСА создали алгоритм для предсказания предстоящих стихийных явлений на Красной планете. Согласно опубликованному прогнозу, в ближайшие несколько месяцев Марс ожидает масштабная пыльная буря. Получение сведений о марсианской погоде поможет первопроходцам в его будущем освоении.
d039faaa.jpeg

Марс до пыльной бури и во время. © NASA/JPL-Caltech/MSSS
«Текущий сезон пыльных бурь на Марсе достигнет своей средней точки 29 октября. Мы определили это на основании исторической модели и считаем, что глобальная пыльная буря начнется в течение нескольких недель или месяцев», — пояснил Джеймс Ширли, планетолог из Лаборатории реактивного движения НАСА (Пасадена, Калифорния).
На Марсе часто происходят локальные пыльные бури. Но иногда они возрастают или объединяются, образуя региональные системы. Например, во время южных весны и лета, когда Марс находится ближе всего к Солнцу. В редких случаях региональные бури создают дымку, которая обволакивает планету и заслоняет ее поверхность от наблюдения. Некоторые из этих событий могут приобретать поистине глобальные масштабы, как было в 1971 году, когда НАСА впервые отправило на орбиту Красной планеты космический аппарат «Маринер-9».
Самая последняя глобальная пыльная буря на Марсе произошла в 2007 году, в значительной степени лишив марсоходы «Спирит» и «Оппортьюнити» доступа к солнечной энергии. «Разгул марсианской стихии девять лет назад стал первой серьезной угрозой для роверов с момента их посадки, — рассказал руководитель того проекта Джон Каллас. — Мы должны были принимать специальные меры, чтобы обеспечить их работоспособность в течение нескольких недель с небольшим количеством солнечного света. Каждый ровер получал питание всего по несколько минут в день, а затем связь с Землей прекращалась до следующего дня. Во время худшей из бурь роверы по несколько дней оставались сами по себе».
Кроме того, пыльные бури могут доставить проблемы космонавтам и астронавтам, которые прибудут на Красную планету. Хотя сила ветра на Марсе не так сильна, как показано в фильме «Марсианин», летящая пыль может повлиять на работу электроники, состояние здоровья и на наличие солнечной энергии.

17301b47.jpg

Поступление солнечной энергии в атмосферу Марса в годы с пыльными бырями (оранжевый) и без (голубой). © NASA
По данным наблюдений, Красная планета была окутана пылью девять раз, начиная с 1924 года. Пять самых последних бурь были зафиксированы в 1977, 1982, 1994, 2001 и 2007 годах. Фактическое число таких событий, без сомнения, выше.
В документе, опубликованном в журнале Icarus, Ширли сообщает об обнаружении закономерности в возникновении глобальных пыльных бурь, связанной с орбитальным движением Марса. Другие планеты оказывают гравитационное воздействие на движение Марса вокруг центра тяжести Солнечной системы. Эффект от него изменяется с периодичностью около 2,2 года, что больше, чем время, за которое Марс совершает полный оборот по своей орбите (около 1,9 года). Связь между этими двумя циклами постоянно меняется. Ширли обнаружил, что глобальные пыльные бури, как правило, происходят, когда гравитационное воздействие увеличивается в течение первой половины сезона пыльных бурь. За всю историю наблюдений не было зафиксировано ни одной глобальной пыльной бури, которая произошла бы в те годы, когда в такие периоды это воздействие уменьшалось.
В документе отмечается, что условия в текущем сезоне пыльных бурь на Марсе очень похожи на те, что были в течение ряда лет, когда происходили глобальные бури. Наблюдения за марсианской атмосферой в следующие несколько месяцев позволят проверить, насколько верен этот прогноз.