На Марсе обнаружена возможная «колыбель жизни»

Открытие древних гидротермальных отложений на древнем морском дне на Марсе показало область планеты, которая может дать подсказки о происхождении жизни на Земле.
В ходе недавнего международного доклада были изучены наблюдения орбитального аппарата «Марс Реконессанс», который зафиксировал огромные отложения минералов во впадине на юге Марса. Авторы истолковывают эти данные, как свидетельство того, что эти отложения были сформированы нагретой водой вулканически активной части коры планеты, которая когда-то давно была дном большого моря.
fbce5ab7.jpg

Фото региона под названием Эридания. © NASA
«Даже если мы никогда не найдем доказательств того, что на Марсе существовала жизнь, это место может рассказать нам об условиях, при которых жизнь началась на Земле», — говорит Пол Найлс из Космического центра Джонсона НАСА в Хьюстоне.
«Вулканическая активность вместе со стоячей водой обеспечили условия, которые были очень похожи на те, которые существовали на Земле примерно в то же время — когда появились первые жизненные формы».
Сегодня на Марсе нет ни стоячей воды, ни вулканической активности. Исследователи оценивают возраст марсианских отложений, связанных с гидротермальной активностью на морском дне, примерно в 3,7 млрд лет. Подводная гидротермальная среда на Земле почти в то же самое время — один из самых явных кандидатов на место, где зародилась жизнь.
На Земле все еще есть уголки с такими условиями, когда многие формы жизни процветают за счет химической энергии, извлеченной из горной породы, без солнечного света. Но из-за активной коры Земли наша планета содержит мало прямых геологических доказательств, сохранившихся со времен, когда началась жизнь.
Вероятность подводной гидротермальной активности внутри ледяных лун, таких как юпитерианская Европа и сатурнианский Энцелад, делает их перспективными для поиска внеземной жизни.
Наблюдения спектрометра аппарата «Марс Реконессанс» за Красной планетой предоставили данные для определения минералов в огромных отложениях во впадине Эридания, которая расположена в регионе с самой древней обнаженной корой Красной планеты. «Это место показывает нам историю моря и глубоководной гидротермальной среды, — говорит Найлс. — Это напоминает о глубоководных гидротермальных условиях на Земле, которые похожи на условия, которые могут потенциально содержать жизнь, на других мирах. Речь идет о жизни, которой не нужна атмосфера, а только горная порода, тепло и вода».
Исследователи оценивают, что древнее море Эридания содержало около 210 куб.км воды. Это столько же, сколько во всех других озерах и морях древнего Марса вместе взятых и почти в 9 раз больше, чем общий объем всех Великих озер Северной Америки. Смесь минералов серпентина, талька и карбоната, идентифицированная на основе данных спектрометра, форма и структура плотных слоев горной породы ложа привели к обнаружению возможных гидротермальных отложений на морском дне.
В этом регионе есть потоки лавы, которые датируются более поздним числом, чем исчезновение моря. Исследователи приводят этот аргумент в качестве доказательства того, что эта область марсианской коры характеризовалась активным вулканизмом, когда море еще существовало.
«Древние глубоководные гидротермальные отложения в бассейне Эридания — новая астробиологическая цель на Марсе», — утверждает доклад.