Марсианские пыльные бури «крадут» атмосферу Красной планеты

Согласно новому исследованию, марсианские пыльные бури играют ключевую роль в утечке газа из атмосферы Красной планеты.
Есть много свидетельств того, что когда-то на Марсе была вода: русла, каньоны, минералы, содержащие следы H2O, такие как гематит. Но почему Красная планета высохла, до сих пор остается тайной.
de810e4e.jpg

© NASA
Основная теория предполагает, что большая часть атмосферы Марса была «украдена» солнечным ветром вскоре после того, как планета потеряла свое глобальное магнитное поле около 4 миллиардов лет назад. Марсианский воздух стал настолько тонким, что проточная вода больше не могла существовать на поверхности.
В новом исследовании ученые повторно проанализировали данные наблюдений за пыльными бурями, полученные зондом НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). Во время локальных пыльных бурь MRO зафиксировал увеличение концентрации водяного пара в средней атмосфере, на высоте от 50 до 100 км. Однако во время глобальной пыльной бури в 2007 году пар переместился на большую высоту, а его концентрация возросла более чем в сто раз.
«Мы обнаружили, что в средней атмосфере происходит увеличение количества водяного пара в связи с пыльными бурями. Пар поднимается с той же воздушной массой, что и пыль», — отметил руководитель работы геофизик Николас Хевенс из Университета Хэмптона в Вирджинии.
Другие наблюдения, проведенные космическим телескопом НАСА «Хаббл» и орбитальным аппаратом ЕКА «Марс-Экспресс», предполагают наличие связи между объемом воды в средней атмосфере Марса и утечкой атмосферного водорода в космос. Но какие взаимодействия возникают во время глобальных пыльных бурь, неизвестно, так как они происходят не слишком часто.
«Было бы здорово наблюдать активность на Марсе во время глобальной пыльной бури, и такой случай может нам представиться в этом году», — сказал соавтор исследования Дэвид Касс из Лаборатории реактивного движения НАСА.
По словам представителей НАСА, локальные марсианские пыльные бури имеют тенденцию появляться, когда на севере планеты весна и лето. В течение большей части марсианских лет, которые почти в два раза длиннее земных, все возникающие локальные бури рассеивались, так и не достигнув глобальных масштабов. Но такое развитие происходило в 1977, 1982, 1994, 2001 и 2007 годах. Ожидается, что следующий сезон пыльных бурь на Марсе начнется этим летом и продлится до начала 2019 года.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.