На Сатурне обнаружены полуденные полярные сияния

Международная группа исследователей обнаружила, что благодаря высокой скорости вращения Сатурна на планете возможны полуденные полярные сияния. В своей статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy, авторы описывают факторы, которые приводят к их появлению, и то, как они происходят.
774eb756.jpg

© University College London
Авроры на Земле происходят, когда магнитные пересоединения (столкновения магнитных полей) вызывают солнечные вспышки на Солнце. Когда это случается, плазма, имеющая магнитное поле, вырывается в космос, при этом некоторые ее части направляются к Земле. Когда она сталкивается с магнитным полем нашей планеты, возникают полярные сияния. Аналогичный процесс наблюдался на Венере, Марсе, Юпитере, Сатурне и Уране.
В исследовании использовались данные, полученные космическим кораблем «Кассини», который 13 лет работал на орбите Сатурна. Основное внимание уделялось данным о магнитных пересоединениях на планете. Предыдущие исследования показали, что они происходят на дневной стороне магнитопаузы (точка, где магнитное поле планеты встречается с солнечным ветром). Имелись также свидетельства того, что они происходят на ночной стороне магнитодиска, который представляет собой плазменное кольцо вблизи экватора, образованное водой и другими веществами, испускаемыми сатурианскими лунами. Но были и признаки того, что на дневной стороне магнитодиска планеты не может быть пересоединений, так как солнечные ветры делают его слишком плотным для их возникновения.
Ученые обнаружили доказательства пересоединений в магнитодиске в полдень. Они предполагают, что эта аномалия обусловлена высокой скоростью вращения Сатурна, день на котором длится всего 10 часов. По их мнению, высокая скорость, вероятно, сжимает магнитодиск, делая его достаточно тонким для пересоединений. И, судя по всему, пересоединения, которые они измеряли, достаточно сильны для создания полярных сияний.

Согласно выводам команды, неизвестные полярные сияния могут происходить и на других планетах, но их не замечали, поскольку скорость вращения планет не учитывалась в расчетах. Авторы также предполагают, что подобные пересоединения могут стоять за некоторыми необъяснимыми пульсациями, наблюдаемыми на Юпитере.