Выбросы от дизельных автомобилей, попавших на европейские рынки под видом экологически чистых в рамках так называемого Дизельгейта, ежегодно уносят жизни пяти тысяч европейцев. Таковы выводы недавнего исследования, результаты которого 18 сентября были опубликованы в журнале Environmental Research Letters.
© Sarah2 | shutterstock
Результаты данного исследования подтвердили предыдущие экспертные оценки, озвученные в ходе «дела Volkswagen». Скандал разразился, когда выяснилось, что немецкий автопроизводитель в 2015 году продал свыше 11 миллионов дизельных авто с заниженными показателями выбросов оксидов азота. Показатели машин, которые были заявлены как «экологически чистые» были занижены в десятки раз. На фоне этого скандала многие другие автопроизводители оказались под подозрением.
В мае этого года в журнале Nature появилась статья, авторы которой утверждали, что выбросы от дизельных авто с некорректными экологическими сертификатами, только в 2015 году стали причиной смерти 38 тысяч человек во всем мире.
Новое исследование сосредоточено исключительно на Европе. Его авторы ученые из Норвегии, Австрии, Швеции и Нидерландов подсчитали, что около 10 тысяч смертей в Европе в год могут быть спровоцированы загрязнением воздуха, наличием в нем мелких вредных частиц, которые выбрасываются в атмосферу маломощными дизельными двигателями.
Исследователи утверждают, что почти половины этих смертей можно было бы избежать, если бы выбросы оксидов азота из дизельных автомобилей соответствовали допустимым (и заявленным производителем) уровням. Хуже всего ситуация складывается в Италии, Германии и Франции.
Карта концентрации мелких частиц, выброшенных дизельными автомобилями в Европе. © Jonson et al 2017
Отметим, что компания Volkswagen признала, что на некоторых моделях дизельных авто, таких как Beetle, Jetta, Tiguan, Audi A3, было намеренно установлено нелегальное программное оборудование, которое уменьшало лабораторные показатели выбросов на время испытаний.
Между тем, исследование показывает, что на долю автомобильного транспорта приходится порядка 40 процентов выбросов оксидов азота в странах Европейского союза, а также Норвегии и Швейцарии. Оксиды азота, состоящие из собственно оксида азота и двуокиси азота, способствуют образованию кислотных дождей и удушающего смога. При длительном воздействии они могут вызывать проблемы с дыханием, раздражение глаз, потерю аппетита, головные боли и хроническому ухудшению функции легких.