Над востоком Антарктиды произошел взрыв крупного небесного тела

1. Наука и космос

На востоке Антарктиды были обнаружены 17 частиц материала внеземного происхождения — сферулы размером до 300 микрометров. Исследования вела группа геологов и планетологов под руководством доктора Матиаса ван Гиннекена из Школы физических наук Кентского университета. Они выяснили, что около 430 тысяч лет назад над горами Сер-Рондане на Земле Королевы Мод произошел взрыв крупного небесного тела.

© shutterstock.com

Формирования кратера не произошло, поскольку до удара о поверхность космическое тело сгорело в атмосфере. Найденные оплавленные сферулы были сформированы, когда метеорит взорвался у поверхности, выпустив струю материала. Таким образом, это было явление переходного типа — между взрывом небесного тела и импактным явлением с образованием кратера. Взрывы случаются чаще, однако их трудно исследовать, поскольку все, что остается — расплавленные частицы.

Изучение состава при помощи микроскопии и лазерного анализа показало, что небесное тело относилось к хондритам, а концентрация никеля и соотношение микроэлементов доказало внеземную природу сферул. При падении частицы вступили во взаимодействие со льдом.

Небесное тело было крупнее Тунгусского метеорита — его размер составлял 100–150 м. При этом ударная сила была выше. Поскольку его падение и взрыв произошли далеко от мест обитания людей, это не причинило вреда, однако то же самое явление вблизи населенных районов стало бы причиной многочисленных жертв и катастрофического ущерба на расстоянии в сотни километров от эпицентра.

По словам ван Гиннекена, стоит исследовать другие места на подобные события — скалы, толщи осадочных пород, глубоководные керны.