Новые снимки астероида Рюгу показали поверхность крупным планом и раскрыли причины его двухцветности

1. Наука и космос

Японский космический корабль «Хаябуса-2» в ноябре сошел с орбиты астероида Рюгу и с тех пор направляется к Земле. Ученые продолжают анализировать собранные данные и недавно опубликовали беспрецедентные крупные планы поверхности астероида, разрешение которых достигает 1 миллиметра на пиксель.

© JAXA/U. Tokyo/Kochi U./Rikkyo U./Nagoya U./Chiba Inst. Tech./Meiji U./U. Aizu/AIST

Снимки были сделаны 21 февраля 2019 года, когда «Хаябуса-2» совершил первую из двух коротких посадок на Рюгу, во время которой выпустил снаряд, образовавший груду обломков. В ходе второй посадки, которая состоялась 11 июля 2019 года, зонд с помощью специального контейнера собрал образцы грунта, которые должен доставить на Землю в декабре 2020 года.

Рюгу находится на расстоянии около 300 миллионов километров от Земли и имеет диаметр 870 метров. По форме он напоминает волчок, а его поверхность усыпана мелкими камнями и валунами. Как отмечают исследователи, Рюгу сформировался в древности в результате столкновения.

Камеры «Хаябуса-2» сфотографировали место посадки и окрестности, где видно много камней и валунов. Благодаря полученным снимкам и их высокой детализации ученые могут определить возраст этого богатого углеродом астероида и его геологическую историю.

© Morota et al., 2020

Одна из загадок Рюгу — различные типы поверхностного материала, один из которых имеет красный оттенок и расположен в районах средней широты, а другой, синий, находится вдоль экваториального края и полярных областей. Валуны астероида в основном синие, а мелкозернистый материал вокруг них — красный. Кратеры с синим материалом, как правило, моложе, чем кратеры с красным материалом.

Во время посадки «Хаябуса-2» сделал снимки поверхности до и после удара. Снаряд поднял поверхностный мелкозернистый материал, который, как оказалось, соответствует красным участкам астероида. По мнению авторов исследования, покраснение поверхностного материала могло произойти в том случае, если астероид когда-то пролетал по орбите недалеко от Солнца, и его поверхность подвергалась нагреву.

© Morota et al., 2020

Другая возможная причина — это космическое выветривание, которое также может вызвать покраснение поверхности. Но ученые исключили эту версию, потому что выветривание в космосе обычно затрагивает тонкий слой размером около 100 нанометров. Солнечное тепло, напротив, может проникать сквозь поверхность на десятки сантиметров, что соответствует глубине красных материалов на Рюгу.

Исследование опубликовано в Science.