«Стена демонов» в Норвегии оказалась подделкой

1. Наука и космос

В Норвежском институте исследований культурного наследия сообщили о сенсационной подделке — ей оказалась «Стена демонов». Выяснилось, что фрески на арке алтаря в церкви Саухерад, которые ранее датировались 17 веком, были выполнены в 1940 году. В том же году обнаружение «Стены демонов» на юго-востоке Норвегии произвело фурор. Эти фрески никак не вписывались местный исторический контекст.

©  Susanne Kaun, NIKU

Ученые заявили, что их автором мог быть сам глава реставрационных работ — Герхард Готаас. В результате его работы в 1940–41 годах церковь прославилась не только в Норвегии, но и за ее пределами.

Фреска украшает западную стену. По словам историка искусства Элизабет Андерсен, если не вглядываться, то она может показаться просто облаком, но детали можно рассмотреть, если взять бинокль или подняться к ней по лестнице.

Готаас заявлял, что он восстанавливал фреску по царапинам и выцветшим участкам. Современное оборудование с использованием ультрафиолетового излучения показало, что он не проводил этих работ. По словам соавтора работы Сюзанны Каун, царапин и надрезов на стене не было, на исходных следах не было и демонов. На стене арки были остатки декора 17 века, которые затем были закрашены Готаасом.

Подозрения на этот счет появились у ученых уже давно, поскольку фреска слишком хорошо сохранилась. На подтверждение гипотезы ушло несколько лет. Андерсен отметила, что ученые предполагали, что многое было нарисовано, но не подозревали настоящий размах подделки.

Каун отметила, что реставратор в этом случае сам нарисовал декор, а после утверждал, что нашел его и восстановил — и это противоречит принципам реставрации.