Семь чудес Плутона

АМС НАСА «Новые горизонты» пролетела мимо Плутона во вторник, но благодаря ее научным инструментам мы уже знаем гораздо больше, нежели чем до исторического пролета. А вот что узнал зонд о «малыше» за первые дни сбора данных.
0f172464.jpg

© smalllike | Shutterstock
На поверхности есть ледяные горы
Первый крупный план Плутона, отправленный аппаратом после пролета, показал: на планете есть горы, состоящие изо льда, высотой около 3,3 тыс. м.
Эти горы, названные Горами Норгей (Norgay Montes) в честь Тенцина Норгея — одного из двух людей, первыми побывавших на вершине Эвереста, находятся приблизительно в нижней части характерной области в форме сердца (Tombaugh Regio). Предположение, что скалы состоят из водяного льда, сделано потому, что, как правило, силикатные породы и вода являются строительными блоками всех твердых миров, изученных нами в Солнечной системе. Исходя из массы Плутона, ученые сделали вывод, что вкрапления породы, скорее всего, присутствуют в центре, таким образом, лед — самый вероятный компонент гор. Если это так, то на поверхности Плутона невероятно холодно — минус 230 градусов Цельсия, если учитывать, что ледяные горы смогли достичь таких размеров.
Плутон абсолютно уникален
Мы не видели ничего подобного — ученые миссии не могут найти в Солнечной системе небесного тела, схожего по общему виду и поверхности с Плутоном. До пролета они предполагали, что его можно сравнить с луной Нептуна — Тритоном — однако геология Плутона показывает, что это два совершенно разных небесных тела, поскольку на Тритоне нет подобной пересеченной местности.
Плутон больше, чем считалось ранее
Еще до пролета «Новые горизонты» помог ученым определить точный размер Плутона — этот вопрос оставался неясным с момента его открытия в 1930 году. Данные зонда подтвердили, что Плутон — самое большое небесное тело в поясе Койпера, области Солнечной системы за орбитой Нептуна. Его диаметр составляет 2370 км. Ранее ученые не могли определить, какое из небесных тел больше — Плутон или карликовая планета Эрида, также находящаяся в поясе Койпера. Хотя Эрида массивнее, она все же меньше, чем Плутон.
На Плутоне мало кратеров
До пролета зонда многие ученые ожидали увидеть поверхность, испещренную кратерами, однако оказалось, что его поверхность гораздо более гладкая, а значит и моложе, чем предполагалось. Например, возраст ледяных гор — всего около 100 млн лет, что является буквально мгновением в 4,5-миллиардной истории Солнечной системы. На Земле кратеры изменили свою форму и внешний вид в результате геологической активности (вулканизма и движения тектонических плит), однако на небесных телах без геологической активности ученые ожидали увидеть гораздо большее количество кратеров.
Хотя ученые пока получили снимок только одного маленького участка поверхности Плутона, малое количество кратеров заставляет предположить, что на планете могут идти геологические процессы, которые реформируют поверхность. Возможно, что на Плутоне может быть подповерхностный океан или даже ледяные вулканы, но до окончательных выводов необходимо получить больше данных, передает Mashable.com.
На Плутоне может идти снег
Атмосфера Плутона богата азотом и, по мнению исследователей, на поверхности может идти «азотный» снег. Глава планетарных исследований НАСА Джим Грин отметил, что область в форме сердца — которую теперь называют «Область Томбо» (Tombaugh Regio) в честь открывшего планету Клайда Томбо — возможно состоит из азота, метана, окиси углерода и некоторых других видов снега, падающего на поверхность.
Возможно, у него нет других лун
Исследователи ожидали найти хотя бы одну новую луну, вращающуюся по орбите вокруг Плутона, однако «Новые горизонты» не обнаружил ни одного нового спутника в ходе своего путешествия. На сегодняшний момент известно 5 лун: Харон, Стикс, Гидра, Никта, Кербер. В 2011–2012 годах при помощи данных телескопа «Хаббл» были открыты Стикс и Кербер и это означало, что вдалеке от планеты может прятаться еще как минимум одна луна. Ранее Саймон Портер из Юго-западного исследовательского института и Алан Стерн опубликовали статью, в которой говорилось о тех регионах, где могли бы находиться эти спутники: внутри орбиты Стикса, между Никтой и Кербером, вдоль орбитального пути других спутников. Ученые опасались, что пылевой шлейф от скрытых спутников может повредить зонд.
На Хароне может идти геологическая активность

Снимки поверхности Харона близки к тому, что ученые увидели на Плутоне — ровная и гладкая поверхность говорит о том, что на спутнике в недалеком прошлом могла присутствовать геологическая активность. На снимках высокого разрешения ученые увидели признаки относительно молодой поверхности, однако более четкое представление появиться после того, как зонд перешлет новые фотографии. Пока самое необычное образование на Хароне — каньон глубиной от 6 до 9 км, который виден в виде выемки на правой части спутника.