Ученые обнаружили в мантии Земли кислородные реки

Геологи обнаружили в мантии Земли ранее неизвестный науке слой, заполненный огромным количеством жидкого кислорода.
7a23b300.jpeg

© Mopic | Shutterstock.com
Группа немецких и российских исследователей во время эксперимента с лазерным прессом-«наковальней» в синхронном центре DESY в Германии выявила неизвестный ранее ученым слой, в котором, по оценкам геофизиков, содержится в десять раз больше кислорода, чем в земной атмосфере. Открытие удалось сделать во время наблюдения за различными видами оксида железа, которые являются компонентами глубинных пород.
Оксид железа в стандартных условиях в земных породах является гематитом, представляющим собой соединение из двух атомов железа и трех атомов кислорода. При различных давлениях и температурах появляются все новые версии оксидов железа. При помощи лазерных тисков Petra III в обстановке, приближенной к условиям в ядре и мантии Земли, ученые сжали гематит и магнетит с помощью давления, которое превышает атмосферное в 670 тысяч раз. В ходе этого эксперимента образовался новый экзотический вид оксида железа FeO7. Когда физики продолжили сжатие, сформировался еще один ранее неизвестный оксид — Fe25O32. Все эти процессы спровоцировали выброс огромной массы кислорода, который на такой глубине принимает жидкую форму. Ученые уверены, что такие кислородные «реки» текут сквозь мантию в местах, где сосредоточены залежи магнетита и гематита.
Теперь перед учеными стоит задача изучить, что происходит с кислородными реками внутри Земли. Исследователи считают, что кислород внутри мантии ступает в сложное взаимодействие с окружающими породами, что может не только влиять на геохимию, но также изменять климат и атмосферу Земли.