Ископаемая «свирепая ящерица» восполнила пробел в эволюции

Международная группа ученых из трех бразильских университетов и одного британского открыла новый вид ископаемой рептилии, обитавшей на Земле 250 миллионов лет назад. Останки были найдены на самом юге Бразилии, в штате Рио-Гранди-ду-Сул. Целый окаменелый череп хорошо сохранился, что позволило идентифицировать животное как Teyujagua paradoxa.
Ископаемое было обнаружено в начале 2015 года в породах триасового периода недалеко от города Сан-Франциску-ди-Асис исследователями из Палеобиологической лаборатории Федерального университета Пампы. Это открытие, опубликованное на днях в журнале Scientific Reports, помогает понять первоначальную эволюцию группы рептилий, из которой впоследствии произошли динозавры, птерозавры (летающие рептилии), а также современные крокодилы и птицы.
07d013f7.jpg
Teyujagua paradoxa. © Scientific Reports
Название Teyujagua взято из языка южноамериканских индейцев гуарани и означает «свирепая ящерица». Идея связана с мифологическим животным Teyú Yaguá, которое обычно изображается в виде ящерицы с головой собаки. Teyujagua сильно отличается от других ископаемых того же возраста. Его анатомия занимает переходное положение между более примитивными рептилиями и большой группой под названием archosauriforms, включающей в себя всех вымерших динозавров и птерозавров, наряду с современными птицами и крокодилами.
Находка имеет большое значение, поскольку эта рептилия жила после пермотриасовой катастрофы, которая произошла 252 миллиона лет назад. Гигантские вулканические извержения в восточной части современной России в те времена уничтожили около 90 % всех видов животных, обитавших на Земле.
ebe455b1.jpg
© Scientific Reports
Teyujagua дает новое представление о том, как после массового вымирания на суше восстановились и стали развиваться экосистемы, как выжившие группы расширяли свою численность и разнообразие. Известно, что archosauriforms и их близкие родственники, такие как Teyujagua, были доминирующими животными на планете и прародителями динозавров.
«Свирепая ящерица» представляла собой сравнительно небольшое четвероногое существо, достигающее в длину 1,5 метра. У него имелись отогнутые зубы с мелкими зубчиками, что является четким признаком плотоядных. Ноздри находились на верхней части морды — типичная особенность некоторых водных и земноводных животных, таких как современные крокодилы. Древние ящеры, вероятно, обитали вблизи рек и озер, охотились на амфибий и вымерших рептилий procolophonids.
«Это чрезвычайно интересная находка. С тех пор как мы увидели череп в первый раз в том районе, который в основном покрыт горной породой, мы знали, что в наших руках что-то поистине уникальное. Вернувшись в лабораторию, мы постепенно извлекли кости. Ископаемое превзошло все наши ожидания! Сочетание особенностей, никогда ранее не встречавшихся, указывает на исключительное положение Teyujagua в эволюционном дереве позвоночных», — рассказал доктор Фелипе Пиньеру из Федерального университета Пампы.
Доктор Ричард Батлер из Университета Бирмингема тоже оценил находку: «Это действительно важное открытие, ведь оно помогает нам понять происхождение группы позвоночных под названием archosauriforms, включающей в себя всех — от колибри и крокодилов до гигантских динозавров, таких как тираннозавры и брахиозавры. Teyujagua заполняет эволюционный пробел между archosauriforms и более примитивными рептилиями».
Раскопки в том месте, где был обнаружен череп Teyujagua, еще ведутся. И перспективы найти другие важные для науки останки весьма велики. Новые открытия прольют свет на характер земных экосистем, существовавших непосредственно перед появлением первых динозавров, а также позволят объяснить закономерности восстановления фауны после массового вымирания.

Поделитесь новостью