Генная инженерия поможет спасти европейский ясень

Вот уже более двух десятилетий ясень подвергается массовой атаке грибка-убийцы Hymenoscyphus fraxineus. В настоящее время эта эпидемия распространилась почти по всей Европе, а вместе с тем за истребление дерева взялся еще и жук-пилильщик! Благодаря недавнему открытию британских и датских исследователей, появился шанс на спасение европейской популяции ясеней. Согласно сообщению научного интернет-портала Дании videnskab.dk, учеными из Копенгагенского и Йоркского университетов были установлены 13 генов, которые обеспечивают дереву защиту от грибка, делая его невосприимчивым к болезни.
7935438c.jpg
© Denton Rumsey | Shutterstock
Как рассказал профессор Эрик Даль Кьера, в деревьях заложена способность сопротивляться воздействию грибка на генетическом уровне. Зная об этом, ученые решили сравнить РНК сильно пострадавших ясеней с теми, которым удалось выстоять под ударом инфекции. Таким образом, как иголку в стоге сена, среди 470 000 последовательностей нуклеотидов они нашли генетический вариант, отвечающий за иммунитет дерева относительно данного заболевания.
Ученый объяснил, что понимание того, какие именно гены выступают защитниками дерева, поможет восстанавливать уничтоженные ясеневые рощи за счет высаживания устойчивых к инфекции деревьев. Кроме того, в дальнейшем на основе этой информации, возможно, получится изготовить для ясеней «вакцину».
«Есть предположение, что природные защитные функции деревьев активизируются под воздействием определенных условий или какого-нибудь вещества. Пока это не более чем гипотеза, но не исключено, что в будущем будет создана вакцина для слабых деревьев», — отметил датчанин.
Случай первой массовой гибели ясеней наблюдался в Польше в 1990-х годах. Долгое время вредителем ошибочно считали другой, не очень опасный грибок, который якобы стал агрессивным. И только пять лет назад ученые смогли точно определить, что виной всему грибковая инфекция Hymenoscyphus fraxineus и личинки изумрудного жука-пилильщика.
Сегодня под угрозой находятся десятки миллионов ясеней на всей территории Европы, включая Россию. Также ранее было обнаружено заболевание, поразившее европейские вязы и продолжающее наносить популяции значительный урон.
Статья исследователей опубликована в журнале Scientific Reports.

Ставьте отметку «Нравится» на нашей странице в «Фейсбуке», чтобы не пропустить самые важные и интересные новости.