Космические рекорды: от Гагарина и до наших дней

Первый человек в космосе

12 апреля 1961 года был открыт счет космическим рекордам человечества — советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим 108-минутный полет на околоземной орбите. Однако за 55 лет, прошедших с того знаменательного дня, в космической сфере были совершены тысячи открытий и поставлен не один десяток рекордов. Представляем вашему вниманию самые значимые из них.
c2d2d6bf.jpg

Юрий Гагарин

Самый пожилой человек в космосе

Американец Джон Гленн является самым пожилым человеком, летавшим в космос. На момент полета на космическом корабле «Дискавери» в октябре 1998 года ему Гленну уже исполнилось 77 лет. Кроме того, Гленну, который ко всему прочему является первым американским астронавтом, совершившим орбитальный космический полет (третьим человеком в мире после Юрия Гагарина и Германа Титова), принадлежит еще один рекорд. Его первый полет на орбиту Земли состоялся 20 февраля 1962 года, таким образом, между первым и вторым полетом астронавта прошло 36 лет 8 месяцев, этот рекорд не побит до сих пор.
0ebddc9e.jpeg

Джон Гленн. © NASA

Самый молодой человек в космосе

Противоположный рекорд принадлежит советскому космонавту Герману Титову. Когда в августе 1961 года он на борту советского космического корабля «Восток-2» он оказался на орбите Земли, Герману Титову было всего 25 лет. Он стал вторым человеком, побывавшем на околоземной орбите, и за 25 часов полета облетел планету 17 раз. Кроме того, Герман Титов был первым человеком, который спал в космосе, и, как сообщается, первым, кто на себе испытал «космическую болезнь» (укачивание в космосе).
605ed132.jpg

Герман Титов, Никита Хрущев и Юрий Гагарин. © ANEFO

Самый длительный космический полет

Российскому космонавту Валерию Полякову принадлежит рекорд по самому длительному непрерывному нахождению в космосе. Отправившись в космос в январе 1994 года, астронавт провел на борту орбитальной станции «Мир» больше года, а именно 437 суток и 18 часов.
Подобный рекорд, но уже на борту МКС, был установлен совсем недавно сразу двумя людьми — российским космонавтом Михаилом Корниенко и астронавтом НАСА Скоттом Келли — они провели в космосе 340 суток.
Аналогичный рекорд у женщин принадлежит итальянке Саманте Кристофоретти, которая в 2014–2015 годах провела более 199 дней на борту международной космической станции.
6f706e87.jpeg

Валерий Поляков. © NASA

Самый непродолжительный космический полет

Алан Шепард 5 мая 1961 года стал первым американцем, совершившим суборбитальный космический полет. Полет корабля НАСА «Фридом-7» длился всего 15 минут 28 секунд, при этом аппарат достиг высоты в 186,5 километра.
Десять лет спустя, в 1971 году он смог компенсировать столь краткосрочную космическую миссию участием в миссии НАСА «Аполлон-14». Во время этого полета 47-летний астронавт установил еще один рекорд, став самым пожилым человеком, ступавшим по поверхности Луны.
ee183211.jpg

Алан Шепард. © NASA

Самый дальний космический полет

Рекорд по наибольшему расстоянию от Земли, на которое удалялись космонавты, был поставлен более 40 лет назад. В апреле 1970 года пилотируемый аппарат «Аполлон-13» с тремя астронавтами НАСА на борту в результате нескольких незапланированных корректировок траектории удалился от Земли на рекордные 401 056 километров.
654b992f.jpeg

Экипаж «Аполлона-13». Слева направо: Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз. © NASA

Самое длительное нахождение в космосе

Российскому космонавту Геннадию Падалке принадлежит рекорд по максимально длительной суммарной продолжительности нахождения в космосе — за пять космических полетов в копилку космонавта набежало 878 дней, то есть 2 года 4 месяца 3 недели 5 дней своей жизни Геннадий Падалка провел в космосе.
У женщин подобный рекорд принадлежит астронавту НАСА Пегги Уитсон — она провела в космосе в общей сложности более 376 дней.
5359adcb.jpeg

Геннадий Падалка. © NASA

Самый продолжительно обитаемый космический аппарат

Этот рекорд принадлежит Международной космической станции, и с каждым днем он увеличивается. На борту этой орбитальной лаборатории стоимостью 100 миллиардов долларов непрерывно находятся люди с 2 ноября 2000 года.
Это время плюс два дня (первый экипаж станции стартовал с Земли 31 октября 2000 года) также составляет еще один рекорд — самый длительный период непрерывного присутствия человека в космосе.
4a06146d.jpg

МКС. © NASA

Самое длительное пребывание на Луне

В декабре 1972 года члены миссии НАСА «Аполлон-17» Харрисон Шмитт и Юджин Сернан провели больше трех дней (почти 75 часов) на поверхности Луны. Три прогулки по Луне у астронавтов заняли в общей сложности более 22 часов. Отметим, что это был последний раз, когда человек ступал на Луну и вообще выходил за пределы околоземной орбиты.
cbd98b21.jpg

Старт «Аполлона-17». © NASA

Самое большое число космических полетов

Этот рекорд принадлежит сразу двум астронавтам НАСА — Франклину Чанг-Диасу и Джерри Россу. Оба астронавта летали в космос семь раз на борту космических челноков НАСА. Полеты Чанг-Диас были совершены в 1986–2002 годах, Росса — в период между 1985 и 2002 годами.
0a4c57e9.jpeg

«Шаттл». © NASA

Наибольшее количество выходов в открытый космос

Российский космонавт Анатолий Соловьев, пять раз летавший в космос в 1980-х и 1990-х годах, совершил 16 выходов в открытый космос. В общей сложности он провел за пределами космического корабля 82 часа 21 минуту, что также является рекордом.
04906ed2.jpeg

Анатолий Соловьев. © NASA

Самый длительный выход в открытый космос

Рекорд самого длительного однократного выхода в открытый космос принадлежит американцам Джиму Воссу и Сьюзен Хелмс. 11 марта 2001 года они провели 8 часов и 56 минут за пределами космического корабля «Дискавери» и Международной космической станции, выполняя работы по техническому обслуживанию и подготовке орбитальной лаборатории к прибытию очередного модуля.
778f721d.jpeg

Экипаж «МКС-2»: Джим Восс, Юрий Усачёв, Сьюзен Хелмс. © NASA

Самое большое количество людей в космосе

Наиболее многолюдно на околоземной орбите было в июле 2009 года, когда к Международной космической станции пристыковался шаттл НАСА «Индевор». К шести членам миссии МКС тогда присоединились семь американских астронавтов с шаттла. Таким образом, в космосе одновременно находились 13 человек. Рекорд был повторен в апреле 2010 года.
9b97fbf8.jpeg

«Индевор». © NASA

Самое большое количество женщин в космосе

Четыре женщины на орбите Земли одновременно — таков второй рекорд, установленный в апреле 2010 года. Тогда к представительнице НАСА Трейси Колдуэлл Дайсон, которая прибыла на МКС на российском космическом корабле «Союз» присоединились ее коллеги Стефани Уилсон и Дороти Меткалф- Линденбургер и японка Наоко Ямадзаки, который прибыли для работы в орбитальной лаборатории на борту космического шаттла «Дискавери» в рамках миссии STS-131.
0eabde6d.jpeg

Совместный экипаж МКС и «Дискавери». © NASA

Первый космический турист

Первым туристом в космосе стал американский мультимиллионер Деннис Тито. За право облететь Землю 128 раз он заплатил 20 миллионов долларов.
90aad4ae.jpeg

Деннис Тито. © NASA

Самый дорогой и большой космический корабль

Строительство Международной космической станции началось в 1998 году. У 14 стран-участниц этого проекта на данную орбитальную лабораторию ушло порядка 100 миллиардов долларов, что делает станцию самый дорогим космическим кораблем за всю историю космонавтики. Следует отметить, что реальная стоимость станции продолжает расти из-за присоединения новых модулей.
d491c01c.jpeg

МКС. © NASA
Орбитальная лаборатория — это проект пяти космических агентств, представляющих более 15 стран. Длина станции — от одного конца основной фермы до другого конца — составляет около 109 метров. На каждом конце несущей конструкции размещены огромные солнечные батареи, размах которых составляет 73 метра.
Международная космическая станция настолько велика, что ее легко можно увидеть невооруженным глазом с земли, при условии, что погодные условия позволяют вести наблюдения и вы знаете, куда смотреть. На небе станция видна как быстро перемещающийся источник яркого света, который может затмить самую яркую звезду Сириус или Венеру, в зависимости от условий наблюдений.

Рекорд количества космических аппаратов на МКС

Это самый свежий рекорд — был установлен в минувшее воскресенье, 10 апреля 2016 года. Космический грузовик «Дрэгон», пристыковавшийся к Международной космической станции, стал шестым космическим кораблем на МКС. Помимо него на станции сейчас находятся «Сигнус», «Прогресс-МС-02», «Прогресс-МС-01», «Союз ТМА-19М», «Союз ТМА-20М».
4a41984b.jpg