Обнаружена галактика-монстр — старая по краям и молодая внутри

В 250 миллионах световых лет от нас находится тихий и неприметный район Вселенной, где скрывается огромная галактика-монстр. Ученые предполагают, что странная галактика состоит из «запчастей» — меньших по размеру галактик.
59fe5336.jpeg

© NASA/JPL/Caltech/SDSS/NRAO/L. Hagen and M. Seibert
Галактику UGC 1382 изначально считали старой, маленькой и совершенно обычной. Вместо этого ученые, используя данные телескопов НАСА и других обсерваторий, обнаружили галактику, которая оказалась в 10 раз больше чем считалось ранее. Самое интересное, что внутренняя часть UGC 138 моложе, чем внешние ее края.
«Эта редкая галактика-Франкенштейн сформировалась и смогла выжить, так как лежит в тихом маленьком районе Вселенной, где ее никто не беспокоит, — говорит соавтор исследования Марк Сейберт из Института Карнеги (США). — UGC 1382 такая хрупкая, что от легкого толчка соседа может развалиться на части».
Как выяснилось, галактика UGC 1382 достигает в ширину 718 тысяч световых лет, что в 7 раз шире Млечного пути. Это одна из трех известных крупнейших изолированных галактик. Галактика — вращающийся диск низкоплотного газа, и звезды здесь формируются не очень быстро.
Но крупнейшим сюрпризом ученых было распределение возрастов звезд по галактике. В большинстве галактик центр формируется первым и содержит самые древние звезды. Галактика растет, а в ее внешних регионах появляются самые молодые звезды. Все не так с галактикой UGC 1382. Суммировав наблюдения с разных телескопов, астрономы восстановили историческую летопись образования звезд в этой галактике — и результат был странный.
«Центр UGC 1382 более юн, чем спиральный диск вокруг нее, — говорит Сейберт. — Галактика — старая по края и молодая внутри. Это как найти дерево, внутренние кольца которого моложе внешних».
Две части галактики эволюционировали отдельно друг от друга, а потом соединились. Первой, вероятнее всего, сформировалась группа небольших галактик с преобладанием газа и темной материи. Позже рядом образовалась линзовидная галактика, вращающийся диск без спиральных рукавов. По меньшей мере 3 млрд лет назад самые маленькие галактики упали на орбиту линзовидной галактики, осев, в конечном итоге, на широкий диск, который мы наблюдаем сегодня.