НАСА заявило о новом открытии: подробности

С помощью космического телескопа «Хаббл» астрономы НАСА получили изображение выбросов на поверхности юпитерианской луны Европы, которые могут быть струями водяного пара. Открытие поддерживает другие наблюдения «Хаббла», которые предполагают, что ледяная луна «выплевывает» столбы водяного пара на большую высоту.
Наблюдение увеличивает вероятность того, что космические аппараты, отправленные на Европу, смогут забрать образцы океана луны без необходимости бурить многокилометровый слой льда.
a346aa00.jpeg

На коллаже показана струя пара — в левой нижней части изображения. © NASA/ESA/W. Sparks (STScI)/USGS Astrogeology Science Center
«Океан Европы считается одним из самых многообещающих мест в Солнечной системе, где может существовать жизнь, — говорит Джофф Йодер, исполняющий обязанности начальника управления Дирекции научных миссий НАСА. — Эти струи, если они на самом деле существуют, могут обеспечить еще один способ забрать образцы воды из-под поверхности Европы».
0846399c.jpg

© NASA
Струи поднимаются на 200 километров. На Европе есть огромный океан, содержащий в два раза больше воды, чем земные океаны. Но вода на спутнике Юпитера скрыта плотным слоем льда неизвестной толщины.

Команда ученых под руководством Уильяма Спаркса из Института исследований космоса (США) с помощью космического телескопа заметили выбросы, наблюдая за лимбом Европы, когда луна проходила перед Юпитером. За 10 случаев в течение 15 месяцев струи попались исследователям на глаза 3 раза. Вероятно, природа струй очень переменчива — они могут хаотично извергаться какое-то время, а потом иссякнуть.
0af75528.jpg

© NASA
Если наличие струй водяного пара будет подтверждено, Европа будет второй луной в Солнечной системе, обладающей таким феноменом. В 2005 году аппарат «Кассини» заметил струи водяного пара и пыли, который выбрасывает сатурнианская луна Энцелад.
Ученые смогут использовать видение в инфракрасных лучах космического телескопа «Джеймс Вебб», который будет запущен в работу в 2018 году, чтобы подтвердить выбросы в атмосферу на Европе. НАСА также планирует миссию, которая подтвердит или опровергнет наличие струй на Европе и, если они там есть, изучит их с близкого расстояния во время многочисленных подлетов.