Перейти на мобильную версию

Российские ученые «приручили» айсберги

  1. События
Участники арктической экспедиции, организованной компанией «Роснефть», впервые в истории успешно провели эксперименты по буксировке дрейфующих в Карском море айсбергов. Многие льдины были в десятки раз больше буксировочного судна, а вес самой крупной превышал миллион тонн.
920c94e7.jpg

© Denis Burdin | shutterstock.com
Плавучие айсберги представляют реальную угрозу не только для судоходства, о чем напоминает трагедия с «Титаником», но и для промышленного оборудования на арктическом шельфе, где ведется добыча нефти. Единственный способ избежать губительного столкновения — изменить траекторию движения льдины. Однако сделать это не так просто.
Как известно, все, что виднеется над поверхностью воды, это лишь верхушка айсберга, составляющая лишь 10 % от всей глыбы. Размеры и формы скрытой под водой части нельзя предсказать заранее, как и его поведение при контакте с неподвижным сооружением. В некоторых случаях он даже может перевернуться или поплыть совсем в другую сторону.
По словам специалистов, буксировка айсберга — ювелирная работа, требующая безупречной точности. Сложностей добавляют ветры и плохая видимость, характерные для открытых морей. Российским ученым из Арктического и антарктического научно-исследовательского института удалось справиться с этой задачей благодаря разработке уникальной технологии. По плану предполагалось проведение 12 экспериментов, но участники экспедиции, которая отправилась из города Мурманск в середине сентября, осуществили целых 18, и только два из них прошли не очень удачно.
В работе были задействованы ледокол «Капитан Драницын» и вспомогательное судно «Академик Трешников», предоставляющее научные данные.
Каким же образом ученые «приручали» айсберги?
Как рассказали журналистам начальник экспедиции и старший помощник капитана, когда ледокол приближался к айсбергу, в воду спускали канат, затем оплывали льдину по кругу и с палубы вылавливали второй конец. Трос закрепляли и начинали буксировку. Самая большая льдина, которую удалось «поймать», весила более миллиона тонн. При такой нагрузке необходимо было тщательно следить, чтобы буксировочный трос не порвался.

Команда осталась полностью удовлетворена результатами экспериментов. Разработанная технология отлично показала себя в деле. «Мы считаем, все задачи успешно выполнены, — сказал помощник капитана Альберт Мосьпан. — На судне и оборудовании не обнаружено никаких повреждений. Можно продолжать работу, взяв эту практику за основу».

Читайте также
Объясняем.рф
События в мире
Лента новостей