Каков климат на Проксиме b?

Когда астрономы объявили об открытии экзопланеты размером с Землю в 5 световых годах от нас, главным вопросом стало — сможем ли мы колонизировать ее? Мы не узнаем, обитаема ли Просима b, пока не направим на нее очень мощные телескопы, в это не произойдет до следующего года. Поэтому пока ученые испытывают различные модели — и одна такая попытка недавно позволила узнать много новых фактов.
Если у Проксимы есть землеподобная атмосфера, она может быть комфортным местом для жизни, выяснили ученые. Скорее всего каменистая, расположенная на расстоянии 40 трлн км от нас Проксима расположена как раз в обитаемой зоне своей звезды — горячего красного карлика под названием Проксима Центавра. А это значит, что планета может поддерживать жидкую воду и даже жизнь. Последнее, однако, под большим вопросом, но пока мы ожидаем дальнейшей информации, команда британских ученых пытается выяснить, может ли Проксима b иметь стабильный климат и температуру, необходимую для жизни.
1fece8a4.jpg

Проксима b в представлении художника. © ESO
Поэтому ученые обратились к Единой модели Метеорологической службы Великобритании, одной из передовых моделей для изучения климата на Земле. Команда изменила эту модель для внеземного прогнозирования, рассматривая два типа потенциальных атмосфер: землеподобную, богатую азотом и кислородом, и простую азотную атмосферу, содержащую следы CO2. Тогда они провели свои симуляции, учитывая несколько гипотетических орбит для Проксимы b, включая такую, при которой планета находится в приливном захвате с другой, с постоянными дневной и ночной сторонами, и орбиту, как у Меркурия. Исследователи также рассматривали разницу в светоотдаче звезды, которая производит больше инфракрасного и менее видимого света, чем наше Солнце.
В общем, результаты исследования, опубликованные на этой неделе в журнале «Астрономия и астрофизика», были обнадеживающими. При орбите с приливным захватом и орбите меркурианского типа модели показывали стабильную температуру поверхности, благоприятную для жидкой воды.
Хотя не все части Проксимы b были обитаемы во всех симуляциях (на ночной стороне при сценарии с приливным захватом была приятная температура −129 градусов Цельсия), модели показывали достаточно теплые регионы, которые могли бы сделать экзопланету прекрасным местом для каникул.
Но все же модели могут не учесть множество факторов. В первую очередь, моделирование предполагает, что у Проксимы b есть атмосфера, что может не соответствовать действительности. Другое исследование показало,что планеты на орбитах, близким к красным карликам, могут терять атмосферу от огромного количества высокоэнергетичных солнечных бурь. Нет атмосферы, нет рек, озер и океанов, нет жизни, какой мы ее знаем.
Также модель не учитывала, какой будет поверхность Проксимы b. Как мы поняли, изучая Землю, смесь земли, воды и льда, покрывающая планету имеет огромное влияние на температуру.