Ученые продолжают искать лунную воду

Команде ученых под руководством Шауй Лиа из Гавайского университета удалось обнаружить на Луне «холодные ловушки». Исследователи задействовали данные, полученные в ИК-диапазоне, с индийского зонда «Чандраян-1». Спектры излучения, отраженного от спутника, позволили отличить водяной лед от воды в другой форме. Это удалось сделать благодаря свету, который отражался от стенок кратеров, в которых и находился лед.
e67ec2ef.jpg

Фото Южного полюса Луны. © NASA
Ученые анализировали те области, которые находятся между регионами, на которые падает солнечный свет, и теми, которые всегда в тени. Интересно, что в итоге лед обнаружили и прямо на поврехности Луны, на глубине в несколько миллиметров, но в пределах 20 градусов широты от полюсов, передает N+1. К тому же, выяснилось, что лед нельзя назвать чистым — его доля составляет 20-30 %, в зависимости от того, какая массовая доля принадлежит реголиту. Благодаря этому исследованию ученым удалось создать карту зон северного и южного полюсов, где может содержаться водяной лед.
«Холодные ловушки» в кратерах на Луне образуются в областях вокруг полюсов из-за небольшого наклона оси вращения спутника к плоскости эклиптики. Свет Солнца не проникает в кратеры, температура в которых составляет около −163 градусов. Лед в этих районах может накапливаться с древних времен, поскольку Луна сохраняет настоящий наклон оси вращения около 2–3 млрд лет. Однако как он сохраняется, если, например, лед, занесенный с кометами, согласно научным симуляциям, должен исчезнуть в течение 20 млн лет? Возможно, каким-то образом на его сохранение на поверхности спутника влияют солнечный ветер и межпланетная среда.
По словам главы отдела ядерной планетологии ИКИ РАН Игоря Митрофанова, химический и молекулярный составы лунной воды могут обнаружить интересные для науки особенности — например, космические пред-биологические соединения. Лунная вода также имеет огромную значимость в перспективе для будущих лунных экспедиций как ресурс жизнеобеспечения. Именно поэтому многие миссии исследуют приполярные области спутника — например, АМС НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter, а также будущие миссии Роскосмоса «Луна-25» и «Луна-27».