Ученые рассказали о планах по исследованию черных дыр

В среду, 10 апреля, команда проекта Event Horizon Telescope (EHT) объявила, что сфотографировала очертания сверхмассивной черной дыры в сердце эллиптической галактики M87, находящейся на расстоянии 55 миллионов световых лет от Земли. Эти очертания обозначают горизонт событий черной дыры — точку невозврата, из-за которой ничто, даже свет, не может вырваться.
295cded8.jpg
© EHT Collaboration
Историческое достижение подтверждает теорию общей относительности Эйнштейна, которая описывает гравитацию как следствие искривления пространства-времени. Но ученые не собираются останавливаться на достигнутом. В ближайших планах — повысить четкость изображений с помощью алгоритмов, а также получить снимок горизонта событий Стрельца А* — черной дыры Млечного Пути.
EHT объединяет несколько радиотелескопов по всему миру, образуя виртуальный инструмент размером с Землю. В скором времени к сети подключат еще один телескоп на вершине Китт-Пик в Аризоне. В долгосрочной перспективе команда намерена подключить телескоп за пределами планеты. До сих пор EHT наблюдал черные дыры только на одной частоте — свет с длиной волны 1,3 мм. Но вскоре планируется добавить возможность наблюдений на длине волны 0,87 мм. Это позволит увеличить разрешающую способность более чем на 30 %.
«Мы могли бы снимать видео вместо изображений. Мы хотим снять видео в реальном времени, как вещество вращается вокруг черной дыры, и намерены это осуществить в течение следующего десятилетия», — сказал директор проекта EHT Шеперд Доулман.
Главным препятствием на пути к этому грандиозному прорыву может быть передача данных. Каждый телескоп собирает столько данных за один сеанс наблюдения, что жесткие диски должны физически транспортироваться из телескопов в центральные процессинговые центры. Слишком много данных для электронной передачи в любой разумный срок.
EHT — не единственный проект по исследованию черных дыр. Например, космический аппарат НАСА Nuclear Spectroscopic Telescope Array (NuSTAR) занимается поиском сверхмассивных черных дыр. Обсерватория Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory (LIGO) обнаружила пространственно-временную рябь, создаваемую слиянием относительно небольших черных дыр. Будущие проекты, такие как миссия ЕКА Laser Interferometer Space Antenna, запуск которой запланирован на середину 2030-х годов, будут направлены на обнаружение гравитационных волн, возникающих в результате слияния сверхмассивных черных дыр.