Китайские астрономы установили причину солнечных суперштормов

Китайские астрономы установили причину необычайно мощных солнечных бурь, которые принято называть суперштормами. Они возникают лишь несколько раз в десять лет в том случае, если с солнечной поверхности практически одновременно в космическое пространство выбрасывается большой объем плазмы из двух и более источников. Столкновение волн подобных выбросов и приводит к формированию супершторма, сообщается в статье китайских ученых, обнародованной в журнале Nature Communications.
Ведущим автором исследования является астроном Лю Ин, работающий со своими коллегами на базе Национального центра космических наук (Пекин, Китай). Материалом для исследования стали данные о мощной солнечной вспышке, зафиксированной 23 июля 2012 года. Ученые изучали как данные, полученные со спутника STEREO, так и данные космической обсерватории SOHO, запущенной в 1995 году специально для наблюдения за Солнцем.

Вспышка 23 июля 2012 года

Ученые установили, что исследуемый ими шторм не был самостоятельным явлением, а возник при столкновении двух выбросов солнечной плазмы, причем сравнительно небольшой мощности. Эти выбросы, по словам исследователей, произошли в разных районах Солнца с разницей во времени не более 10–15 минут.
При столкновении образовавшиеся облака плазмы объединились, их магнитное поле усилилось в разы, и потоку плазмы было придано существенное ускорение. В итоге единый поток раскаленного газа двинулся по направлению к Земле со скоростью, превышающую скорость среднестатистических выбросов солнечной плазмы в шесть раз, — три тысячи километров в секунду. Магнитное поле потока также было в разы мощнее обычного и, по словам специалистов, если бы Земля оказалась в «зоне поражения», планету ожидало бы повторение «события Каррингтона» 1859 года.